Село Мадуйка
 
Домашняя
Фотоальбом
Новости
Обратная связь
Гостевая

 

 

ГОД ПОСЛЕДНЕГО ОЛЕНЯ
Пять лет назад был отстрелян последний кетский олень.

Кеты - коренной народ среднего Енисея - никогда не были слишком уж активными оленеводами. Они прежде всего охотники и рыбаки. Однако, продвигаясь в высокие широты, кеты никак не могли не обратить внимания на этого "вездехода тайги". Тем более что у соседних народов - эвенков и ненцев - оленей было в достатке. Было у кого заимствовать. Олень держится ближе к северу, к тундре, поэтому заимствовали оленя прежде всего северные и западные кеты, а вот южные, подкаменнотунгусские кеты, оленей так и не завели.

Крупных стад не было, оленеводство имело прежде всего транспортный характер. Олень обеспечивал кетам беспрепятственные передвижения по охотничьим угодьям. На севере именно те группы аборигенов сохранялись лучше всего, которые постоянно кочевали с оленями. А тех, кто занимался только охотой и рыболовством, переселяли в поселки вместе с пришлым населением, где они постепенно ассимилировались с русскими.

К сожалению, кеты, с таким трудом освоившие оленеводство, стали во второй половине XX века быстро терять оленей. В разных селах мной записаны от стариков даты, когда они видели последнего домашнего оленя. В одних поселках олени исчезли в 60-е годы, в других - в 70-е. В самом крупном кетском поселке, Келлоге, оленеводство продержалось до начала 80-х годов, но все же исчезло и там. В Келлоге еще живы старики, которые в молодости были оленеводами, а среди кетов среднего возраста немало таких, которые помнят, как в детстве ездили верхом.

Самыми заядлыми оленеводами из всех кетов были, несомненно, самые северные, курейские кеты. Они кочевали в районе реки Курейки и озера Мундуйского. И вот тут-то, в 1991 году, когда проводилась кетская этнографическая экспедиция (совместная Красноярской лаборатории археологии и палеогеографии и Красноярского педуниверситета), мы застали последнюю кетскую семью, у которой сохранилось несколько оленей. Этими последними оленеводами оказались жители села Мадуйки супруги Андрей и Нина Корзухины. То, что Нина Федоровна занимается оленями, понятно - она настоящая кетка из рода Серковых. А вот Андрей оказался русским! Парадокс: русский парень Андрей - последний кетский оленевод! В том году у Корзухиных еще оставалось пять оленей из тридцати, а это слишком мало для восполнения стада.

И вот десять лет спустя наша этнографическая экспедиция вновь посетила эти места. Сижу у Корзухиных в их квартире в поселке гидростроителей Светлогорске, что рядом с их родной Мадуйкой. Корзухины перебрались сюда, когда старшим детям, Федору и Гале, пришла пора учиться в старших классах. Да и младший, Андрей, уже перешел в шестой. Сидим и вспоминаем, когда, в каком году полностью исчезло оленеводство кетского народа. Супруги сошлись на том, что последняя важенка (оленуха) у них пропала в 1996 году. Этот год и стал датой конца кетского оленеводства. Что же случилось с последним стадом?

- Все дело, - считает Андрей, - в строительстве Курейской ГЭС. Появился поселок с несколькими тысячами строителей, и вскоре окрестная тайга заполнилась сотнями охотников-любителей...

Олени свободно паслись в тайге и стали легкой добычей охотников, которые, по мнению Андрея, не отличали диких оленей от домашних. А может быть, и отличали, но все равно стреляли. Корзухины предполагают, что последняя важенка в 1996 году также стала жертвой этой "дикой" охоты.

Интересуюсь у супругов, как они относятся к планам администрации Туруханского района закупить где-то на стороне оленей и восстановить оленеводство у кетов. Пошли бы они снова в оленеводы?

- Нет, - дружно отвечают супруги, - годы не те, здоровье не то!

Какие годы, Андрею нет пятидесяти!

- Но для такой трудоемкой работы, как оленеводство, и это слишком много, - считает Андрей.

Что же говорить тогда о других кетских поселках, где бывшим оленеводам уже далеко за 60, а то и за 70? А те, кто помоложе, вряд ли смогут этим заняться, - без навыков, без специального опыта заниматься оленеводством практически невозможно, и в техникумах этому не научить. Разве что отправить молодежь учиться к соседям-эвенкам, которые до сих пор имеют оленей и умеют кочевать. В том же Туруханском районе есть такой эвенкийский поселок - Советская Речка.

Реально ли восстановить кетское оленеводство? Трудно сказать...

Виктор КРИВОНОГОВ, этнограф, доктор исторических наук.

AVK 2005 © Все права защищены.
Воспроизведение, распространение в интернете и иное использование приведённой здесь информации допускается только с указанием гиперссылки на www.Kureika-foto.narod.ru
Использование материалов в несетевых СМИ (печатные издания, радио, ТВ) только по письменному разрешению.

 

Дата последнего изменения этого узла 13.12.2005

Сайт управляется системой uCoz